Загрузка...
Корзина (0)
Ваша корзина пуста!
Без красного грустна палитра. Цвет как символ в живописи

Без красного грустна палитра. Цвет как символ в живописи

94
0
2 Февраля, 2020


Его не заметить невозможно. Он один из самых предпочитаемых и выразительных. Он — первый в истории искусства, уже не говоря о хроматической шкале. Он привлекал к себе внимание издревле: и потому, что таковы свойства его природы и природы человеческой; и потому, что он ассоциируется с такими жизненно важными понятиями, как кровь и огонь. Вобрав в себя естественные смыслы, красный с ними не расстается на протяжении всей истории человечества.

Еще с древности красный выражал в основном позитивные значения, но, сбрасывать со счетов закодированные в нем сигналы опасности и боли тоже не приходится.


Красная охра. Пещера Альтамира (La cueva de Altamira, Испания) — образец полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Фото: Wikimedia Commons

Императорская мода


В Древнем Риме цвет крови символизировал храбрость, могущество и власть. Такой цвет одежды и оформления интерьера могли позволить себе разве что императоры да в преторианских когортах. Красными были отделки тог римских сенаторов. Уж очень дорога была кошениль — насекомое, из панциря которого добывали водостойкое красящее вещество.

В XV веке под развалинами дворца Нерона в Риме (64 г. н.э. — 68 г. н.э.), который входил в дворцовый комплекс «Золотой Дом» (Domus Aurea), были обнаружены подземные залы с многочисленными настенными росписями. Росписи к тому времени были в очень хорошем состоянии. Это открытие оказалось разрушительным для настенных росписей из-за влажности. К счастью, предусмотрительно сделанные эскизы росписи сохранились до наших дней.

Оттенки красного играли немаловажную роль в обозначении императорской вертикали в Византии и преемниках ее культуры. Этикет строго соблюдался. Придворным дозволялось носить в одежде яркие детали, но право носить ярко — красную мантию и высокие, расшитые жемчугом красные сапоги, имел только император.


Спустя века, от обувки остались только каблуки и в соответствии с дворцовыми правилами ими могли щеголять только дворяне.

Сын красного и синего — пурпур, превзошел родителей в величии и иначе, как «роскошный» этот цвет не величают. Пурпурные тоги одевали триумфаторы Древнего Рима, и отголоски (точнее отсветы) его славы пережили века. Даже в Германии XVI века на красную или фиолетовую верхнюю одежду из бархата или атласа, подбитую мехом, имели право только князья.
Миниаютюра Х в. с изображением императора Оттона в пурпурном плаще.

В третьем веке римский император Аурелиан не разрешил своей жене приобрести пурпурный шелковый платок из Тира, потому что он в стоил как столько же грамм золота.
Исключительность пурпурного цвета сохранилась и до Елизаветинской эры (1558 — 1603). В Англии строго соблюдались законы, регулирующие потребление предметов роскоши, а также прописывалось какие цвета, ткани и одежды могли и не могли носить представители разных классов общества.
Уж замуж невтерпеж

Принцесса Сибилла Клевская в наряде невесты
Лукас Кранах Старший
1526, 55×36 см
В Древнем Риме невеста одевалась строго, в соответствии с образом Юноны: на голове — алое покрывало, символизирующее страсть, любовь и невинность невесты. На Руси девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх нее — алый сарафан, символизировавший радость, солнце и красоту. К тому же, красный цвет одежды новобрачной должен был защищать ее от сглаза и служить залогом благополучия. В Западной Европе «готические» невесты непременно надевали на свадьбу наряд, ранее никем не виданный. Нередко даже для для невесты: в средневековье красивое платье было единственной радостью от замужества. Браки в те времена заключались как сделки, с непременным свадебным контрактом, и подвенечный убор тоже являлся частью контракта. Прописывалось, из какой ткани его следовало шить (бархат или парча), чем украшать, каким мехом подбивать (беличьим или горностаевым). Цвет убранства зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный («Портрет Сибиллы Клевской». Лукас Кранах старший). Кстати, первой в Европе рискнула пойти под венец в белом Маргарита Валуа — королева Марго.
Ваш комментарий будет первым